И думаю,
что лучше совсем не жить, если нельзя говорить с людьми вовсе или говорить
противоположное тому, что думаешь (В. Шаламов).
Здесь будет
непрерывный распад на долгие годы, вражда всех со всеми. <…> Но, увы,
культуры здесь больше не будет, и науки тоже («Гибель красных богов»).
Люди принадлежащие эпохе - сперва так хотелось бы обозначить
многогранную тему о которой буду говорить тут в самых общих чертах. Смотрел
интервью актеров советского комедийного кино. Хотелось послушать мысли актеров.
Люди творчества, как я заметил, сохраняют немалую откровенность, рассказывая о
своей жизни. Надеюсь, они в большинстве своем говорят в интервью правду, а если
некоторые пытаются что-то скрыть, то это нетрудно заметить. Нечто неуловимое выдает человека
когда он не верит в свои слова. Пытаясь внешним видом показать свою искреннюю
убежденность в позитиве, ему все равно не удается обмануть даже самого себя.
Самой природой сформировано отторжение неправды и прежде
всего протестует сам говорящий неправду. И актерские способности оказываются
недостаточными для сокрытия вранья. Странно получается, но, по-моему,
рассказывающие о себе профессиональные актеры не умеют врать. Это хорошо.
Хотя мой интерес к упомянутым интервью начала девяностых
годов прошлого века основывается не на желании услышать правду. Неправда
также может не мало сказать, в некоторых случаях даже больше чем правда.
Неправда как синтез несбывшихся желаний, попытка потакать собственным амбициям
и казаться немного выше своего роста, оправдание совершенных действий о которых может быть приходится сожалеть или стороннее принуждение, запрет, реклама. В этом виде
неправда тоже способна нам рассказать правдивые истории. Просто такую
конструкцию не следует понимать буквально, воспринимать такой поток нужно
иначе, но не увлекаться слишком: при желании всё что угодно можно услышать,
стоит только захотеть.
Вот на экране люди пришедшие к успеху. Народные артисты в
самом смысле этого термина. Ты видишь их без грима и без роли, они отвечают на
вопросы журналистов. О чем же они говорили? Что их интересовало, о чем они
хотели рассказать? Чем они в конце концов отличаются и в чем схожи между собой,
а также похожи на большинство? И почему они собственно должны отличаться от
кого-то другого, не имеющего прямого отношения к кино? По той же земле ходили и
под тем же небом жили.
Их народность обязана целой системе и в отрыве от своей
системы они как народные актеры не существуют. Обстоятельства в которых они появились и развивались как народные актеры отпали и оказавшись на четырех ветрах перемен
они, по крайней мере, становятся иными. Вот и зависимая роль личности в
истории. Только речь не идет о локальном кризисе кино, ведь пошатнулся и рухнул
сам фундамент пирамиды прежнего общества. Правила игры, расположение и значения
фигур поменялись. Многие не смогли приспособиться и продолжить творческую
деятельность на прежнем уровне. Я смотрел интервью тех кто не сумел приспособится.
Людям творчества свойственна прозорливость (способность
предвидеть будущее) и историческая интуиция. Предположительно, они ощущали
завершение истории своего «народа» еще заблаговременно, раньше народа.
Чувствовали приближающиеся шаги призываемых перемен. Замок на песке смыт
волной. Унылая картина. Вечно унылая.
Картина Леона Вычулковского |
За сферами культурных достижений стояли человеческие судьбы
актеров. Сферы рухнули и человеческие жизни оказались на морозе весны перемен,
закутанные в свои не по погоде надетые ценности. Общество создавшее их образы
исчезло, осталось только инерционное движение воспоминаний. Народность актера
уходит вместе с народом. Существование фильмов в эфире телеканалов обязано ни
сколько своей «шедевральности на все времена» (такой «шедевральности»
применительно к кино не может и быть), а сколько отсутствием альтернативы и
наличием пустого места.
С возрастом перестаешь ценить идеи, которые казались незыблемыми, разумными, важными и вечными. Изменился возраст и восприятие идей
стало другим, идеи остались прежними. В лучшем случае от таких идей не
приходится отрекаться.
Комментариев нет:
Отправить комментарий